Logo (Main page)
Special Astrophysical Observatory RAS

English
   О нас      Подразделения     Телескопы     Наука     ЦКП/УНУ     Издания     Образование     СМУ     Экскурсии     Сервис     Контакты

Важнейшие результаты САО РАН за 2023 год

Здесь представлены краткие формулировки важнейших результатов научных исследований сотрудников САО за последний год, представляемых обсерваторией в ОФН. Имеется доступ к архивам результатов с 1993 года.

Метагалактика

Обнаружение переменности цвета оптической поляризации блазара BL Lac
В свете первых результатов рентгеновской поляриметрии блазаров и обширной дискуссии о физических процессах в релятивистских джетах активных ядер, сейчас возрос интерес к многоволновой поляриметрии объектов типа BL Lac. В данной работе представлены результаты многополосных оптических наблюдений хорошо известного блазара BL Lac (z = 0.069) в поляризованном свете, полученных на 1-м телескопе САО РАН в 2020-2022 гг. Показано, что излучение объекта, независимо от фазы его активности, характеризуется внутрисуточной переменностью яркости и поляризации с изменениями, происходящими на масштабе до 1.5 ч без выделенного периода. Важно, что цвет поляризации показывает переменность на масштабе часов. Результаты наблюдений подтверждают, что объект BL Laceratae демонстрирует антикорреляцию блеска и степени поляризации, что качественно описывается моделью ударной волны в турбулентной плазме джета. Впервые обнаружена зависимость цвета поляризации от фазы активности объекта, что указывает на доминирование разных физических процессов в плазме и, вместе с быстрой переменностью цвета поляризации, бросает вызов современным численным расчетам.
Авторы: Шабловинская Е.С., Малыгин Е.А., Опарин Д.В. (САО РАН)
Опубликовано:
Shablovinskaya E., Malygin E., Oparin D.; Chromatic optical polarization of BL Lac: while faint and bright, MNRAS, 519, 3, 3798-3810, 10.1093/mnras/stac3775 (2023)

Обнаружение и исследование оптической вспышки, сопровождавшей GRB 210619B, и модель объекта
В ночь с 19 на 20 июня 2021 г. 9-канальная система Мини-МегаТОРТОРА (ММТ-9) обнаружила яркую (~10 зв.вел.) оптическую вспышку, сопровождавшую один из самых мощных и далеких (на расстоянии 10 млрд св.лет) гамма-всплесков GRB 210619B. Ее излучение было зарегистрировано одновременно в 4-х каналах ММТ-9 с временным разрешением 1, 5, 10 и 30 секунд в белом и зеленом свете через 55 секунд после гамма-телескопа Swift. Несколько раньше (через 28 секунд) начали наблюдения телескопы Чешской академии наук D50 (Ондрейов) и ФРАМ-ОРМ (Ла-Пальма) с временным разрешением 10 и 20 секунд соответственно. Гамма-излучение состояло из набора вспышек секундной длительности, в синхронной же оптической кривой блеска высокого временного разрешения они достоверно отсутствовали, что впервые стало прямым свидетельством реализации во всплеске механизма «обратного шока». Полученные уникальные данные в сочетании с их теоретическим анализом, проведенным совместно с группой итальянских астрофизиков (GSSI, INFN, INAF, UNIMIB) позволили установить, что GRB 210619B однозначно связан с узким выбросом вещества при коллапсе массивной звезды, распространяющимся в очень разреженной межзвездной среде с почти световой скоростью, а его оптическое излучение обусловлено ударной волной, возникающей при столкновении этого выброса с межзвездным газом и движущейся в обратном направлении к источнику энергии.
Авторы: Оганесян Г.А., Карпов С.В., Бескин Г.М., Иванов Е.А., Перков А.В., Ляпсина Н.В. (САО РАН) в кооперации О. Салафия (INAF-OAB), М. Елинек (ASU CAS), С.Ронкини (GSSI), Б. Банерджи (GSSI), М. Бранчеси (GSSI), Я. Штробл (ASU CAS), К. Полячек (ASU CAS), Р. Худик (ASU CAS), Е. Каткова (АО НПК СПП), А. Бирюков (ГАИШ), В. Сасюк (КФУ), М. Мачек (CEICO), П. Янечек (CEICO), Я. Эбр (CEICO), Я. Юричек (CEICO), Р. Куннифф (CEICO), М. Проуза (CEICO)
Опубликовано:
Oganesyan G., Karpov S., Salafia O. S., Jelínek M., Beskin G., Ronchini S., Banerjee B., Branchesi M., Štrobl J., Polášek C., Hudec R., Ivanov E., Katkova E., Perkov A., Biryukov A., Lyapsina N., Sasyuk V., Mašek M., Janeček P., Ebr J., Exceptionally bright optical emission from a rare and distant gamma-ray burst, 2023, Nature Astronomy, Volume 7, p. 843-855
DOI: 10.1038/s41550-023-01972-4

Архив достижений по тематике «Метагалактика»

Галактика

Открытие нового асинхронного поляра
Поляры представляют собой тесные двойные системы, состоящие из аккрецирующего магнитного белого карлика (БК) и холодной звезды донора (обычно M-карлика). Сильное магнитное поле БК (10-100 МГс) делает эти системы синхронными, т.е. приводит к равенству периода вращения БК Pspin и орбитального периода Porb. Тем не менее, среди поляров выделяется малочисленная группа асинхронных поляров (известно 8 систем вместе с кандидатами в них), проявляющих асинхронность <3%. Природа асинхронности остается неясной, однако предполагается, что она может возникать из-за недавнего взрыва Новой. Наша работа дополнила список асинхронных поляров системой SDSS J085414.02+390537.3. Ее асинхронность обнаружена нами из анализа фотометрии ZTF, в которой выделяются разные периоды Porb и Pspin, а также период биений Pbeat (1/Pbeat = 1/Porb - 1/Pspin). Соответствующая асинхронность поляра равна 0.3%. В системе выражены признаки смены главного аккрецирующего полюса, с трудом обнаруживаемые у прежде известных систем. Спектры поляра, полученные на телескопе БТА на приборах SCORPIO-1 и -2, демонстрируют зеемановское расщепление водородных линий и циклотронные гармоники, моделирование которых дает оценку магнитного поля БК B=28-34 МГс.
Авторы: Колбин А.И., Сусликов М.В., Кочкина В.Ю., Борисов Н.В., Буренков А.Н., Опарин Д.В. (САО РАН)
Опубликовано:
Kolbin A. I., Suslikov M. V., Kochkina V. Yu., Borisov N. V., Burenkov A. N., Oparin, D. V. SDSS J085414.02+390537.3 – a new asynchronous polar, 2023, Astronomy Letters, Volume 49, Issue 8, p.475-485, DOI: 10.1134/S1063773723080029

Уникальные исследования гигантской радиовспышки в рентгеновской двойной с черной дырой GRS1915+105
В многочастотных (2-30 ГГц) исследованиях на радиотелескопе РАТАН-600 рентгеновской двойной звезды с черной дырой (ЧД), прототипного микроквазара GRS 1915+105 была зарегистрирована вспышка, яркость которой достигла 5.5 Ян на частоте 2.3 ГГц, что выше когда-либо зарегистрированных потоков за 30 лет с момента открытия объекта. Далее эволюция потока на 4.7 и 8.2 ГГц была исследована в новом для телескопа режиме многоазимутальных (МА) наблюдений каждые 8.6 минуты в течение пяти часов. В оптически тонком синхротронном излучении электронов спектральный индекс плавно изменился от +0.15 до -0.95, а поток падал по экспоненциальному закону (~e-t/t0), что характерно для конической геометрии струйного выброса. Впервые обнаружены квазипериодические осцилляции вспышечного потока на временных интервалах от 30 до 120 минут (линейный размер 4-16 а.е.). Гигантская вспышка GRS1915+105 произошла в релятивистских джетах в процессе снижения аккреции вещества с нормальной звезды, когда, как стало недавно известно из ИК спектроскопии, сильный дисковый ветер одновременно и затеняет основной рентгеновский поток, и снижает темп аккреции на ЧД.
Авторы: Трушкин С.А., Бурсов Н.Н., Шевченко А.В., Цыбулев П.Г., Нижельский Н.А. (САО РАН)
Опубликовано:
ATel #15974, #16008; #16168, HEA-2023.

Обнаружение первого кандидата в ультраяркие рентгеновские источники с нейтронной звездой с полем 1012 Гс в звездном скоплении возрастом 1 млрд. лет
По результатам анализа архивных данных рентгеновской обсерватории Chandra в спектре ультраяркого рентгеновского источника NGC5474 X-1 во время его вспышки, когда рентгеновская светимость объекта достигла ≈2×1040 эрг/с, найдены свидетельства наличия линии поглощения с энергией около 8 кэВ и соотношением ширины к энергии σ/E ≈ 0.2. Выдвинуто предположение, что данная спектральная особенность соответствует основной циклотронной частоте электронов. В таком случае аккретором в NGC5474 X-1 должна быть нейтронная звезда с магнитным полем порядка 1012 Гс. Привлечение данных космического телескопа им. Хаббла показало, что рентгеновская вспышка объекта сопровождалась увеличением его потока в полосе U более чем в 13 раз. Оптические наблюдения NGC5474 X-1 в слабом состоянии позволили наложить ограничения на массу звезды-донора (< 7 масс Солнца), а также выявить звездное скопление возрастом около 1 миллиарда лет, центр которого находится на проекционном расстоянии около 2 пк от источника. Данное скопление может быть родительским для NGC5474 X-1, однако наличие звезд с возрастом ~10 млн. лет в пределах 300 пк вокруг X-1 не исключает возможности, что близкое расположение рентгеновского источника и старого звездного скопления является случайной проекцией.
Авторы: Винокуров А.С., Саркисян А.Н., Соловьева Ю.Н., Костенков А. Е., Медведев А.С., Фабрика С.Н. (САО РАН) в кооперации Атапин К. Е. (САО РАН, ГАИШ МГУ)
Опубликовано:
K. Atapin, A. Vinokurov, A. Sarkisyan, Yu. Solovyeva, A. Kostenkov, A. Medvedev, S. Fabrika. NGC 5474 X-1: a neutron star ULX in an old stellar cluster?, Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, 2023, Volume 527, Issue 4, pp.10185-10200, DOI: 10.1093/mnras/stad3719.

Архив достижений по тематике «Галактика»

Солнечная система

Обнаружение линии поглощения гидроксила (ОН) в радиоизлучении короны Солнца
При наблюдениях Солнца на РАТАН-600 с использованием нового высокоскоростного спектрального поляриметрического комплекса с разрешением по частоте 0.12-10 МГц и разрешением по времени 10 мс в диапазоне 1-3 ГГц в спектрах радиоизлучения отдельных активных областей (АО) на Солнце была обнаружена предположительно линия поглощения в диапазоне частот 1.5-1.65 ГГц вблизи линии гидроксила (1.7 ГГц).
Линия (ОН) наблюдалась 27 марта 2023 года АО NOAA 13258 в основании крупного вихреобразного протуберанца на западном лимбе Солнца, в режиме сопровождения на РАТАН-600 с разрешением по частоте 4 МГц. Форма линии соответствует оценочным модельным расчетам для условий в холодном волокне в солнечной короне (7500 K, ~10-6 атм.) с учетом аппаратной функции спектрального поляриметрического комплекса 1-3 ГГц (без учета смещения под действием магнитного поля). Данная линия является уникальной, поскольку она обнаружена в короне Солнца и может указывать на природу ее нагрева и стабильность баланса ее температуры.
Авторы: Овчинникова Н.Е., Богод В.М., Лебедев М.К. Рипак А.М. (САО РАН)
Опубликовано:
1. Овчинникова Н.Е., Богод В.М., Лебедев М.К., Обнаружение линии поглощения гидроксила (ОН) в радиоизлучении короны Солнца. Геомагнетизм и аэрономия, 2024, в печати.
2. Bogod V. M., Lebedev M. K., Ovchinnikova N. E., Ripak A. M., Storozhenko A. A., Spectroradiometry of the Solar Corona on the RATAN-600, Cosmic Research, 2023, Vol. 61, No. 1, pp. 27–33, DOI: 10.1134/S001095252301001X
3. Ovchinnikova N.E., Lebedev M.K., Bogod V.M., Ripak A.M., A.A. Storozhenko, Results of a new approach to the analysis of multi-wavelength observations data obtained with RATAN-600 The Multifaceted Universe: Theory and Observations – 2022, 23-27 May 2022, SAO RAS, Nizhny Arkhyz, Russia; published December 14, 2022. Online at https://pos.sissa.it/cgi-bin/reader/conf.cgi?confid=425, id.7
4. Bogod V., Lebedev M., Ovchinnikova N., Ripak A., Kurochkin E., Detection of absorption in the decimeter radio emission of solar corona, The Multifaceted Universe: Theory and Observations – 2022, 23-27 May 2022, SAO RAS, Nizhny Arkhyz, Russia; published December 14, 2022. Online at https://pos.sissa.it/cgi-bin/reader/conf.cgi?confid=425, id.5

Архив достижений по тематике «Солнечная система»

Аппаратурно-методические разработки

EXPLANATION: Проект исследования экзопланет и транзиентных событий, первые результаты
На фоне общемирового бума последних десятилетий, программы поиска и исследования внесолнечных планет (экзопланет) в России были до недавнего времени крайне ограничены из-за отсутствия адекватного научного оборудования. С привлечением финансирования РНФ и двух грантов Минобрнауки (2014-2022 гг.) в САО РАН создан комплекс широкоугольных роботизированных телескопов для поиска экзопланет и нестационарных (транзиентных) событий, и высокоточный планетный спектрограф, позволяющий регистрировать изменения лучевых скоростей родительских звезд под влиянием экзопланет. В результате на базе САО РАН начал работу проект, сокращенно именуемый EXPLANATION (EXoPLANet And Transient events InvestigatiON). Его цель – массовый поиск и исследование экзопланет и нестационарных событий во Вселенной. За неполные два года работы проекта методами фотометрических транзитов и доплеровской спектроскопии обнаружен и исследован первый десяток экзопланет и кандидатов в экзопланеты.
Авторы: Валявин Г.Г., Валеев А.Ф., Галазутдинов Г.А., Емельянов Э.В., Фатхуллин Т.А, Власюк В.В., Бескин Г.М., Фабрика С.Н. (САО РАН) в кооперации Яковлев О.Я. (САО РАН, ИКИ РАН), Тавров А.В., Кораблев О.И. (ИКИ РАН)
Опубликовано:
1. Doppler confirmation of TESS planet candidate TOI-1408.01: grazing transit and likely eccentric orbit, Galazutdinov G.A., Baluev R.V., Valyavin G. et al, Monthly Notices of the Royal Astronomical Society: Letters, Volume 526, Issue 1, pp.L111-L115, DOI: 10.1093/mnrasl/slad127
2. Eight Exoplanet Candidates in SAO Survey, Yakovlev O. Ya., Valeev A. F., Valyavin G. G. et al., Astrophysical Bulletin, Volume 78, Issue 1, p.79-93, DOI: 10.1134/S1990341323010108
3. Exoplanet Two-Square Degree Survey With SAO RAS Robotic Facilities, Yakovlev O. Ya.,  Valeev, Azamat F., Valyavin, Gennady G., Tavrov, Alexander V. et al.  Frontiers in Astronomy and Space Sciences, vol. 9, id. 903429, DOI: 10.3389/fspas.2022.903429
4. EXPLANATION: Exoplanet and Transient Event Investigation Project–Optical Facilities and Solutions, Valyavin G., Beskin G., Valeev A., Galazutdinov, G. et al. Photonics, Volume 9, Issue 12, id.950, DOI: 10.3390/photonics9120950

Классификация блазаров на основе многопараметрического кластерного анализа
В результате многопараметрического кластерного анализа блазаров каталога Roma-BZCAT получена их классификация, отражающая непрерывное изменение свойств от объектов типа BL Lac к радиоквазарам с плоским спектром (FSRQ).
С использованием ведущих баз данных и многочастотных измерений РАТАН-600 выделен набор характеристик, описывающих параметры спектрального распределения энергии от радиоволн до гамма-излучения, радиосветимость и расстояние до блазара. По ним проведен многопараметрический кластерный анализ с помощью двух методов машинного обучения, показавших сходные (~90%) результаты.
Полученная классификация валидирована сравнением с известными типами блазаров: BL Lac, FSRQ, блазары c высокочастным синхротронным пиком (HSP) и блазары, детектируемые в TeV-диапазоне. Отмечается непрерывный характер изменения свойств между выделенными группами. На общем фоне выделяется группа HSP-блазаров.
Работа показывает эффективность применения алгоритмов кластеризации для объективного анализа многопараметрических массивов экспериментальных данных на примере выборки блазаров.
Авторы: Кудрявцев Д.О., Сотникова Ю.В., Столяров В.А., Муфахаров Т.В, Власюк В.В., Черепкова Ю.В. (САО РАН)